полезная статья для практикующих психологов, которые хотят эффективнее помогать клиентам с РПП

КАК ПСИХОЛОГИ НЕОСОЗНАННО ПОДДЕРЖИВАЮТ ДИЕТИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ


Ты заботливый, этичный психолог.

Ты не даёшь клиентам советы как снизить вес.

Ты точно не тот терапевт, который говорит: “Может, тебе просто надо похудеть, и всё наладится.”

Но…

Ты можешь нечаянно поддерживать ту самую систему, из-за которой клиент снова и снова срывается, стыдится, ругает себя, изматывает тренировками — и возвращается на круги РПП.

Для кого эта статья

статья будет полезна тебе, если
  • Ты практикующий психолог, но мало знаешь о специфике расстройств пищевого поведения и хочешь научиться эффективно помогать клиентам с РПП

  • Ты уже учился работать с РПП, но сомневаешься в себе, "застреваешь" в работе с клиентами и хочешь научиться решать сложные запросы более эффективно

  • Даже если ты не психолог, а просто человек, который хочет знать больше о проблеме отношений с едой и телом - статья поможет тебе разобраться в том, как помогает психолог и чем его работа отличается от диетолога, тренера и других ЗОЖ-специалистов
Мы знаем, что психологи не дают советов.
И всё же, в работе с расстройствами пищевого поведения (РПП) даже опытные специалисты могут неосознанно усиливать диетическую культуру, подменяя поддержку - стремлением к правильному питанию, а терапию — коррекцией поведения.
Эта статья — о том, как это происходит, почему даже самые эмпатичные и бережные психологи могут непреднамеренно вредить, и как ACT (терапия принятия и ответственности) помогает выстроить принципиально другой - более гибкий и эффективный - подход к работе с РПП.


Начнём с главного: что такое диетическая культура?
Диетическая культура — это социально-поддерживаемая система ценностей, в которой:
  • худоба считается нормой и благой целью
  • самоконтроль - ценностью
  • тело подлежит контролю и улучшению
  • отказ от «вредного» — добродетель
  • те, кто не укладываются в нормы, — просто слабые и ленивые.

Эти установки формируют у человека убеждение, что его ценность напрямую связана с тем, как он ест, сколько весит и насколько способен себя контролировать.
❗ Проблема в том, что эти идеи — настолько встроены в общественное сознание, что и клиент, и терапевт могут воспринимать их как нейтральную данность.
Важно понимать: РПП - это не отсутствие силы воли и не про еду как таковую.

Это не "просто я сладкоежка" или "иногда переедаю", а про навязчивую озабоченность едой, формой тела и весом.

Это попытка справиться с внутренними переживаниями через контроль, избегание и самонаказание. Поэтому и терапия должна быть на про "есть правильно", а про контакт, принятие, сострадание и свободу выбора.

Прочитать о том почему людям так тяжело выздоравливать от РПП можно здесь.

Три признака, что диетическая культура просочилась в кабинет психолога

❌ 1. Сведение терапии к нормализации питания

Да, нормализация питания — необходима.
Это часть восстановления: без регулярной и достаточной еды невозможно стабилизировать физиологию и начать слышать тело.
❗Но когда работа строится только вокруг рациона, клиент остаётся один на один со своей внутренней реальностью:
– самокритикой,
– стыдом и отвращением,
– страхом потери контроля,
– невозможностью контактировать с телом.

В фокусе оказываются "что ты съел" и "как избежать срыва",
а не "что с тобой происходило" и "что ты чувствовала".
Терапия становится коррекцией поведения, а не поддержкой в переживании.

❌ 2. Поддержка контроля под видом саморегуляции

Фразы вроде:
– «Ты молодец, так хорошо держалась»
– «Хочешь попробовать технику, чтобы не сорваться?»
– «Давай подумаем, что поможет избежать переедания»
могут звучать как забота.

Но на деле это подкрепление идеи “держись, не срывайся, будь лучше”.
А именно эта идея и лежит в корне РПП.


Важно различать:

Саморегуляция - это:
  • контакт с чувствами
  • гибкость и сострадание к себе
  • выбор на основе ценностей

Контроль - это:
  • избегание чувств
  • жёсткость и правила
  • борьба с собой

Да, клиентам нужны техники саморегуляции.
Но они работают, только если встроены в общий контекст принятия, гибкости и контакта собой.

❌ 3. Игнорирование образа тела

Когда терапия строится вокруг еды и поведения, а темы образа тела, отвращения, стыда, страха «растолстеть» — не обсуждаются, клиент остаётся наедине с телом, которое он ненавидит.
Без работы с образом тела всё лечение рискует стать внешней стабилизацией при внутреннем разрушении.
Такой пусть наши клиенты уже не раз могли проходить в работе с тренером, нутрициологом, велнесс-коучем и так далее.

Как терапия принятия и отвественности (АСТ) меняет фокус в лечении РПП

Терапия принятия и ответственности (ACT) предлагает не «починить» клиента,
а помочь ему перестать бороться с собой.
ACT основана на шести взаимосвязанных процессах, которые помогают клиентам развивать психологическую гибкость — способность находиться в контакте с настоящим моментом и выбирать действия, соответствующие их ценностям, даже в условиях внутреннего дискомфорта.

1. КОНТАКТ С НАСТОЯШИМ МОМЕНТОМ

Этот процесс учит клиента замечать и принимать свои мысли, эмоции и телесные ощущения такими, какие они есть, без попыток избегать или менять их. В контексте РПП это помогает осознать запускающие механизмы — тревогу, стыд, напряжение, которые часто провоцируют симптоматику. Вместо автоматического реагирования через контроль или избегание, появляется пространство для осмысленного выбора.

2. РАСПУТЫВАНИЕ С МЫСЛЯМИ

Клиент учится воспринимать мысли и убеждения не как непреложные факты, а как продукт жизнедеятельности ума — слова и образы, которые не всегда отражают реальность. Это снижает влияние таких мыслей, как «Я ничтожество, если сорвалась», что уменьшает влияние токсичного стыда и разрывает замкнутый круг РПП.

3. ПРИНЯТИЕ

Важный аспект терапии РПП позволять трудным эмоциям и ощущениям быть без борьбы с ними. Принимая тревогу, стыд или дискомфорт, клиент перестаёт тратить энергию на их подавление, что уменьшает эмоциональное напряжение и снижает потребность «спасаться» через переедания, очистительное и компенсаторное поведение. В ходе терапии мы создаем важный опыт: "Со мной можно быть любой. И сильной, и слабой, и растерянной, я переевшей борща вперемешку с мороженым в ночи". Скорее всего, это первый в жизни клиента опыт принятия его таким, какой он есть.

4. НАБЛЮДАЮЩЕЕ "Я"

Клиент учится отличать своё наблюдающее «Я» — неизменную часть сознания, которая переживает внутренний опыт — от меняющихся мыслей, эмоций и телесных ощущений. Это помогает формировать более устойчивую идентичность, свободную от оценочных ярлыков и навязанных установок.

5. КОНТАКТ С ЦЕННОСТЯМИ

ACT направляет внимание на личные жизненные ценности, помогающие клиенту определить, что действительно важно для него в жизни. Это позволяет сместить фокус с контроля за едой и телом на создание осмысленной, полноценной жизни, что становится мощной мотивацией и опорой для выздоровления.

6. ЦЕННОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ


Осознав ценности, клиент формулирует конкретные цели и предпринимает шаги к их достижению, несмотря на наличие сложных мыслей и чувств. Это поддерживает прогресс и укрепляет ощущение контроля над собственной жизнью, вместо попыток подавлять симптомы.

Эти процессы взаимно усиливают друг друга, создавая прочную базу для устойчивого изменения.
ACT позволяет психологу вести работу не только на уровне симптомов и поведения, но и затрагивать глубинные психологические механизмы РПП, обеспечивая этичную, гибкую и всестороннюю поддержку клиента.
Made on
Tilda