Марша Линехан, клинический психолог, член Американского совета по профессиональной психологии, создатель диалектической поведенческой терапии, профессор психологии, психиатрии и поведенческих наук, директор научно-исследовательского центра поведенческой терапии при Вашингтонском университете.

«Я была в аду. И я дала клятву: если я отсюда выберусь, я вернусь и вытащу остальных»


Это цитата Марши Линехан, создательницы DBT, ведущей терапии суицидального поведения во всём мире.






Авторка статьи: клинический психолог,
ДБТ-терапевт Дарья Тыщенко
О диалектической поведенческой терапии
Терапия построения жизни, достойной для проживания
ДБТ - это универсальная когнитивно-поведенческая терапия, первоначально разработанная для клиентов с хроническим суицидальным поведением, у которых было диагностировано пограничное расстройство личности (ПРЛ).

Сочетая индивидуальную терапию, групповой тренинг навыков, телефонный коучинг и консультативную команду терапевтов, ДПТ стала первой психотерапией, эффективность которой в работе с ПРЛ доказана в контролируемых клинических исследованиях.

С тех пор были проведены многочисленные исследования, которые доказали эффективность ДПТ не только для ПРЛ, но и для других расстройств связанных с трудностями эмоциональной регуляции.

Сама Марша Линехан рекомендует ДПТ для тех, кто сталкивается с тяжелыми и невыносимыми эмоциональными переживаниями. А подобные симптомы встречаются среди множества ментальных расстройств.

Курс комплексной ДПТ занимает минимум один год индивидуальных сессий и участие в двух кругах тренинга навыков ДПТ (24 встречи * 2). В индивидуальных случаях курс продлевается.
Основной концепт терапии заключается в ПРИНЯТИИ И ИЗМЕНЕНИИ

В своей работе по развитию помощи женщинам, склонным к суициду, Марша Линехан обнаружила, что подход когнитивно-поведенческой терапии, ориентированный только на изменение поведения, был недостаточным и приводил к тому, что клиенты чувствовали себя инвалидированными и не могли устранить важные факторы, лежащие в основе их проблем, - отсутствие принятия себя, своих мыслей, эмоций и опыта.

Затем стало ясно, что подход, ориентированный исключительно на терапевтическую валидацию и принятие, скорее всего, потерпит неудачу и будет почти таким же инвалидирующим, как подход, основанный исключительно на изменениях.

ДПТ базируется на синтезе принятия (боли клиента, а также принятия в смысле доверия собственному опыту) и изменения (прекращении проблемного поведения - конкретные инструменты, решения и навыки).

КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

РЕАЛЬНОСТЬ СОСТОИТ ИЗ ПОЛЯРНЫХ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ


В ДПТ эти противоположности состоят из принятия и изменения, и напряжение между этими полюсами - одна из форм проявления закона диалектики.


С точки зрения стратегий или вмешательств, ориентированные на изменения подходя включают в себя многие из основных вмешательств, используемых в когнитивно-поведенческой терапии, в частности решение проблем, управление последствиями, обучение навыкам.


Ориентированные на принятие меры вмешательства, как правило, сосредоточены на понимании, принятии и валидации опыта клиента.


В рамках ДПТ происходит обучение различным навыкам, помогающим клиентам принять себя, свои мысли и эмоции, события в их жизни и других людей.


Ориентированными на перемены навыками являются те, которые направлены на изменение эмоциональных переживаний, решение проблем, отвлечение и самоуспокоение, чтобы пережить кризис, и повышение уверенности в себе.

РЕАЛЬНОСТЬ ПОСТОЯННО МЕНЯЕТСЯ


То, что работает в одном случае, может не работать в другое время или в другом контексте. Акцент смещается на то, что является наиболее эффективным подходом или стилем прямо сейчас, в нынешней ситуации.

НАВЫКИ ДБТ


Люди с эмоциональной дисрегуляцией часто обладают дефицитом навыков. В начале своей практики Марша Линехан столкнулась с тем, что обычная психотерапия для людей с ПРЛ выглядит как движение в "лодке без дна" по реке с большим количеством препятствий и порогов.


Навыки ДПТ призваны достроить это самое дно, чтобы движение стало возможным.


Основным методом устранения дефицита навыков является работа в группе по обучениям навыков. Занятия обычно происходят один раз в неделю в течение 2,5 часов и являются обязательным условием участия в комплексной программе ДПТ.

Стандартный тренинг навыков состоит из 24 встреч. Доказанную эффективность имеет участие в двух кругах тренинга навыков. На первом круге участники знакомятся с навыками и начинают их практиковать. На втором кругу тренинга навыки автоматизируются.
Краткое описание каждого набора навыков
  • НАВЫКИ ОСОЗНАННОСТИ
    Стратегии для клиентов, которые позволяют им присутствовать в их опыте настоящего момента, в том числе безоценочно наблюдая и описывая свой опыт здесь и сейчас, активно участвуя в деятельности в настоящем, сосредоточив вниание на одной вещи за один раз и на эффективном поведении
  • НАВЫКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
    Предлагают стратегии клиенту: как научиться понимать и обозначать эмоции, изменить факторы, которые повышают уязвимость к негативным эмоциям; изменить триггеры или провоцирующие события для эмоций; изменить поведение таким образом, чтобы отрегулировать эмоции ("противоположное действие" или действие противоположное побуждениям, связанным с эмоциями), и осознанно наблюдать и принимать эмоции.
  • НАВЫКИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
    Включают отвлечение внимания, самоуспокоение и другие стратегии, чтобы помочь клиенту переждать болезненные эмоции и избежать обострения сложных ситуаций и кризисов. Стрессоустойчивость также включает в себя навыки, которые помогают клиентам стать мотивированными к тому, чтобы стать более умелыми и принимать реальность такой, какая она есть.
  • НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
    Умение поддерживать фокус на важных целях в межличностных ситуациях, эффективное озвучивание своих нужд и желаний, поддерживание самоуважения, умение строить или укреплять отношения.
ДОПУЩЕНИЯ ДБТ
Допущение - это предположение, которое невозможно доказать, но которого придерживаются как тренеры навыков, так и индивидуальные терапевты.
  • Каждый старается как может
    Каждый человек в данный момент времени является тем, кто он есть, с учетом множества самых разнообразных факторов влияния (генетических, биологических, экологических, поведенческих). Исходя из того, кем мы являемся, и учитывая, что наше поведение чем-то обусловлено, мы делаем лучшее из того, на что способны в данный момент, учитывая влияющие на нас причины
    1
  • Все люди хотят чувствовать себя лучше
    Никто не хочет страдать.
    Это аналогично словам Далай-ламы о том, что всем людям присуще одно общее свойство: все они хотят быть счастливыми.
    2
  • Люди могут добиться большего, если будут больше стараться и работать над своей мотивацией
    Тот факт, что кто-то делает лучшее из того, на что он способен, и хочет сделать еще лучше, не означает, что прилагаемых усилий и имеющейся мотивации достаточно для решения проблемы.
    3
  • Даже если человек не является причиной всех своих проблем, ему все равно придется их решать
    4
  • Новому поведению необходимо обучаться во всех соответствующих контекстах
    Поведение, освоенное в одном контексте, часто не распространяется на другие обстоятельства, и поэтому важно практиковать новые формы поведения во всех ситуациях, в которых они необходимы.
    5
  • Любое поведение имеет свою причину
    Все поступки, мысли и эмоции всегда имеют свою причину или множество причин, даже если мы о них не подозреваем
    6
  • Выявление и изменение причин поведения работает лучше, чем осуждение и обвинение
    Это допущение связано с предыдущим. Когда мы соглашаемся с тем, что всё поведение чем-то вызвано, это помогает нам понять, что обвинение и осуждение не эффективны для изменения этой ситуации или поведения
    7

МИШЕНИ ДБТ

Диалектическая поведенческая терапия является строгопротокольной. На индивидуальных сессиях уделяется внимание сначала первой мишени и лишь потом второй и третьей.
№1 Поведение угрожающее жизни
Суицидальное поведение
Мысли
Самоповреждающее поведение
№2 Поведение, препятствующее терапии
Опоздания
Невыполнение домашних заданий
Пропуски сессий
Поведение, приводящее к эмоциональному выгоранию терапета
и пр.
№3 Поведение, снижающее качество жизни
Химические и нехимические зависимости
Импульсивные покупки
Расстройства пищевого поведения
Беспорядочные половые связи
и пр.
Этапы терапии
  • Устранение поведения, угрожающего жизни клиента
    А также поведения, препятствующего терапии, и снижающего качество жизни.
    На этом этапе терапевт также стремится улучшить поведенческие навыки пациентов.
    01
  • Улучшение состояния клиента, находящегося в ситуации "тихого отчаяния"
    Клиент уже преодолел тяжелые нарушения поведения, но тем не менее находится в ситуации "тихого отчаяния". В этой стадии особое внимание уделяется проблемам, связанным с травматическими событиями, некогда пережитыми пациентами.
    02
  • Переход к "обычному счастью и несчатью"
    Клиент с помощью терапевта решает проблемы, возникающие в его повседневной жизни
    03
  • Преодоление чувства неполноценности
    Развитие «способности ощущать постоянную удовлетворённость жизнью»
    04
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: mywisemind@yandex.ru
Telegram: iammarinne
Made on
Tilda